Воспитание нравственных качеств личности ребёнка средствами танцевального искусства в студии танца «ГарДАрикА»

Юлия Александровна Сергеева

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных качеств личности ребёнка

средствами танцевального искусства в студии танца  «ГарДАрикА»

                                     

                                                          Сергеева Ю. А.

                                                        Педагог дополнительного образования

                                                                               студии танца «ГарДАрикА»

                                                       

      Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность воспитанников в группах сверстников. В группе обучающиеся чаще и глубже испытывают общие переживания, здесь ребёнок  может не только с помощью педагога, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать своё общественное поведение. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективного  усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Танцевальное творчество – деятельность, чаще всего, коллективная. Становление и развитие детского танцевального коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога. Необходимо стараться помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Коллектив должен заботиться о каждом своём товарище, знать об условиях, в которых он живёт, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию способностей.                         Ещё в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Ведущим звеном любой деятельности является цель, ибо ею определяется содержание, выбор средств и методов, а также результаты деятельности. Целевой установкой хореографических объединений должно быть в первую очередь формирование личности, повышение профессионального мастерства участников, овладение ими практическими умениями, личными навыками исполнения танцев.    Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и образования; это две стороны единой педагогической деятельности по формированию личности. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка». В другой работе он подчеркивал: «…Разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения?» Эти положения замечательного советского педагога имеют прямое отношение и к руководителю хореографического коллектива. Он обязан профессионально воспитывать в каждом воспитаннике общечеловеческие ценности добра, справедливости, честности. При обучении танцевальному искусству  воспитательная деятельность педагога имеет свою специфику. Если обучение ориентировано на овладение обучающимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание - это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его - в местах отдыха, в школе, в быту, в работе. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе. Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное условие творческой деятельности танцевального коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.

      Основной формой учебного процесса в танцевальном коллективе является учебное занятие, репетиционное, коллективное занятие, на котором участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива. Процесс обучения участников коллективов основывается на общепедагогических принципах дидактики: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности, прочности усвоения знаний, индивидуального подхода. Однако овладение профессиональными навыками и освоение репертуара должны быть подчинены максимальному развитию творческих способностей. Вопросы подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применение различных форм и методов обучения, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми, составляют основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах.

     Рассмотрим признаки характерные для хореографического коллектива:

1. общие учебно-воспитательные цели деятельности, которые ставит педагог обучающимся;

2. общая для всех воспитанников деятельность по разучиванию танцев, в ходе которой решаются намеченные педагогом задачи;

3. установление и поддержание прямых контактов детей между собой и с педагогами;

4. общий характер направленности обучающихся, основанной на единых переживаниях и представлениях, которые выражаются в их словах: «Мы - коллектив», «У нас в коллективе» и т.п.;

5. общие коллективные ценности воспитанников.

     Учебно-воспитательные задачи являются условием деятельности обучающихся по разучиванию танцев. Деятельность по своему характеру чрезвычайно разнообразна в коллективе. Причем основной вид деятельности - это разучивание танцев, в процессе которого устанавливается и поддерживается общение между педагогом и воспитанниками, и детьми между собою. В коллективе устанавливается и поддерживается общение, в основе которого могут лежать как общая любовь к танцу, так и общие культурные потребности, и интересы, взаимные симпатии, совместная учеба, работа, соревнования и т.п. Как видим, внутри коллектива развиваются разнообразные взаимоотношения обучающихся, образующие различные по составу и характеру группы. Общие коллективные чувства и представления сопринадлежности к единому коллективу, в котором каждый - частичка целого, объединяет всех участников. Эти чувства и представления постепенно формируют коллективные ценности. Перечисленные выше признаки обязательны для любого танцевального коллектива. Если отсутствует хоть один из них, например, общая учебная деятельность воспитанников , то в этом случае можно сказать, что коллектив ещё не сложился. Для того, чтобы создать коллектив, педагог должен иметь ввиду его признаки. Кроме того, ему необходимо педагогически правильно организовать учебно-творческую жизнь танцевального коллектива. Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служит основой его существования, а значит, осуществления широкой педагогической программы формирования личности участника. Специфика воспитательной работы в танцевальном коллективе заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов.

     Методика педагогического руководства хореографическим коллективом предполагает определение содержания деятельности, выбор системы и приемов, обусловленных спецификой воспитательного процесса, т.е. возможностями и способами его существования. На первоначальных этапах формирования коллектива руководитель совмещает в себе различные должности и выполняет их функции.

    Коммуникативная. Очень важная функция, которую педагогу необходимо формировать и развивать. Это способность педагогического общения с воспитанниками. Ее специфика состоит в том, что такое общение осуществляется под руководством педагога и нацелено на решение учебно-воспитательных задач. Педагогическое общение в хореографическом коллективе многообразно. Оно включает в себя и непосредственное отношение педагога к обучающимся, и детей между собой: их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией, взаимодействие их друг с другом. В одних случаях общение педагога с воспитанниками устанавливается в процессе занятий и репетиций, в других - в процессе обсуждения конкурсов и соревнований. Иногда педагог устанавливает общение с одним ребёнком, иногда - со всем коллективом. В соответствии с определенными задачами педагог осмысливает конкретную ситуацию обучения и воспитания и строит свои действия, сопровождая пояснениями, жестами, показывает ребятам танец целиком или его отдельный фрагмент. Чтобы обучающиеся  могли усвоить учебный материал, они должны его понять и на этой основе повторить за педагогом танцевальные движения, объяснить своё понимание этих движений.

    Организационная функция. Педагогу также необходимо иметь и организаторские способности. Прежде всего, они сказываются в умении планировать свою деятельность, в которой воедино слита его профессионально-хореографическая и психологическая подготовленность. В плане должны чередоваться различные компоненты работы с воспитанниками; от интенсивных нагрузок до небольших пауз отдыха. Организаторские способности характеризуются и тем, как правильно спланированные занятия осуществляются в реальном учебно-воспитательном процессе. Хорошо организованные занятия оставляют у детей чувство удовлетворенности: сегодня они получили знания, овладели новыми танцевальными движениями, закрепили ранее пройденное и т.п. Педагог должен научиться контролировать свою деятельность, критически оценивать характер руководства и управления, организовать учебную деятельность каждого ребёнка и коллектива в целом. Организаторские способности педагога непосредственно влияют на эффективность каждого учебного занятия и всего процесса обучения в целом. В самом деле, если, например, педагог - прекрасный исполнитель танцев и любит работать с детьми, но не обладает организаторскими способностями, то его занятия могут оказаться малопродуктивными. Чтобы добиваться успехов в осуществлении поставленных целей и быть готовым к преодолению трудностей, возникающих в учебном процессе, педагог должен вырабатывать у себя необходимые волевые качества. Воля педагога проявляется в его целеустремленности, настойчивости и упорстве в работе по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства. Не менее важное волевое качество - умение владеть собой. Оно проявляется в том, что даже при создавшихся неприятных обстоятельствах (например,  воспитанник в присутствии всего коллектива выражает недовольство чем-либо) педагог обладает выдержкой и терпением, и это помогает ему успешно справиться с возникшими затруднениями. Полностью к педагогу относятся слова К.Д. Ушинского о том, что в работе «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без притворства, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и главное, постоянная, разумная деятельность».

      Воспитательная функция. При обучении в хореографическом коллективе воспитательная деятельность имеет свою специфику. Воспитание - это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри коллектива и вне его. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе. Основные направления воспитательной работы включают в себя: эстетическое воспитание, нравственное воспитание, трудовое и правовое воспитание, этику поведения, физическое воспитание. Эстетическое воспитание решает разнообразные задачи: воспитание музыкальной восприимчивости, развитие хорошего музыкального слуха, хореографической культуры и танцевальной пластики, эстетике поведения при общении в коллективе. Танец - это средство формирования культурных потребностей и интересов людей. Воспитанники, у которых развито эстетическое чувство, получают огромную радость и глубокое удовлетворение от исполнения танцев и от достижения определенных результатов. Нравственное воспитание должно органически вплетаться во все линии педагогической деятельности, ибо его задачи - это формирование норм и правил поведения воспитанников в коллективе, в местах проведения отдыха, развитие у них коллективизма и товарищеской взаимопомощи, честности и правдивости, нравственной чистоты и скромности. Этика поведения учит каждого обучающегося этикету поведения в обществе. В процессе обучения вырабатывается легкость и свобода походки, красивая осанка, хорошие манеры, умение держаться в общественном месте. Воспитать детей так, чтобы они были внимательными, приветливыми, чуткими и тактичными не только со своими друзьями, но и в любом обществе. Физическое воспитание содействуют гармоничному развитию детей, особенно подростков: легкой и красивой становится походка, изящнее фигура, осанка, появляются и развиваются выносливость и координация движений, подвижность, работоспособность.

     Особенности психического развития воспитанников находятся в зависимости от возраста, длительности изучения программы. Изучение опыта показывает, что если обучение танцам педагогически правильно и творчески интересно, то происходит изменение обучающихся в целом; педагог должен создавать условия подлинно творческой активности, позволяющей детям проявлять инициативу и самостоятельность, необходимо хорошо знать основы возрастной психологии. Важно  вовремя уметь уловить психологическое состояние детей и подростков, их чувства и переживания, определить мотивы их поведения, поступков, и, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей, найти самую эффективную меру воспитательного воздействия, которая не оскорбляла бы самолюбие и достоинство, не отталкивала, а вызывала бы желание задуматься над своими поступками, стремление их исправить, сделать полезным своё пребывание в коллективе.

     Информационная функция - это функция, связанная не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса. В ходе обучения информационная функция проявляется так:

· доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) обучающихся, их жизненного опыта и возраста излагать учебный материал;

· используя различные методы обучения и их сочетания (рассказ, беседа, проблемное обучение и др.), логически правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учебной информации обучающимися;

· оперативно диагностировать характер и уровень усвоения воспитанниками учебного материала;

· оперативно изменять (в случае необходимости) логику и способ обучения воспитанников.

      Мобилизационная функция - это умение педагога:

· привлекать внимание обучающихся, развивать у них устойчивый интерес к учению;

· формировать потребность в знаниях;

· формировать учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности;

· формировать у воспитанников активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций;

· разумно использовать методы поощрения и наказания, создавать атмосферу переживания и т.д.

       Управленческая функция. Одна из особенностей этой функции заключается в том, что она требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих работ.

К функциям относят: анализ ситуации, целеполагание, выработка и принятие решений. Анализ ситуации - помогает определить руководителю исходное состояние, положение его системы управления. В результате анализа должно быть ясно, что требуется изменить (какие условия, обстоятельства), чтобы педагог мог в будущем лучше, чем в настоящем выполнять свои функции. Целеполагание предусматривает большой объем аналитической и исследовательской работы: поиск информации, обработку информации, анализ информации, оценку информации, прогнозирование и др. Выработка и принятие решений заключает в себе планирование действий в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности. Организация и руководство. Эта функция заключается в объединении элементов или частей (людей, идей, процессов и др.) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система, направленная на достижение в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей. Рассмотренные функции органически входят в понятие педагогическое мастерство.

        Педагогическое мастерство - это необходимое условие успешной деятельности коллектива как особой силы воспитательного воздействия на личность учащегося и коллектива в целом. А это в свою очередь требует от руководителя постоянного совершенствования в области педагогического мастерства. «То, что мы называем высокой квалификацией, писал А.С. Макаренко, - уверенное и четкое знание, умение. Искусство, золотые руки, не многословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе - вот что увлекает…в наибольшей степени». Звание педагога ко многому обязывает и связано с каждодневным и напряженным трудом.

      Известные учёные, писатели, педагоги давно обратили внимание на качественные особенности восприятия и мышления детей и признавали исключительное влияние детских лет на последующее развитие и творческие достижения человека. Все приобретения детства значительны, и поэтому целесообразно начинать образование во  дворце творчества с самых ранних лет по  образовательным программам «Первые шаги в танце», «Эстрадный танец», которые реализуют такие воспитательные задачи, как привитие навыков культурного поведения в обществе, развитие морально-волевых качеств, эстетического вкуса, мотивация на здоровый образ жизни.

          Танец - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Имеют большое значение совместные  просмотры фильмов,  их фрагментов о балетных  артистах, школах балета, спектаклях; последующее их обсуждение  является немаловажным фактором в становлении коллектива, в  возможности научить ребят слушать, слышать и понимать друг друга. Их самостоятельные мнения и суждения заслуживают уважения. Именно уважение к воспитанникам, к их мнению, взглядам  на окружающую действительность должно стоять в основе педагогической деятельности.

      В процессе обучения в студии танца «ГарДАрикА»  педагоги решают целый ряд задач по воспитанию морально-этических, волевых, социальных качеств. Уроки по хореографии воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Занятия танцевальным искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей.  Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества следует воспитывать с первых шагов в танцевальной деятельности. Именно они  определяют успех во многих делах, позволяют добиться даже того, что сначала не всегда получается. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Здесь особое значение приобретают совместные выступления на концертах, конкурсах, в процессе которых вырабатывается «чувство локтя» товарища. Значительна и сама тематика мероприятий, в которых участвует наш коллектив:  студия танца «ГарДАрикА» стала дипломантом во  Всероссийском фестивале любительского народного творчества «Салют Победы», посвящённом 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, активно принимала участие в мероприятиях, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, принимала участие в подготовке ролевой игры «Планета в опасности». При подготовке к подобным мероприятиям отрабатываются чёткость и правильность исполнения танцевальных элементов, проходят беседы на темы мероприятий, их осмысление, рассуждения об их актуальности, значимости для каждого.

     Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. Для решения  этих задач важно использовать ряд не только традиционных, но и инновационных методов и форм. В студии танца «ГарДАрикА» ребята активно участвуют в постановке собственных танцевальных произведений, из которых составляется концертная программа так называемых «домашних концертов». При подготовке которых, уделяется особое внимание участию родителей в постановке номера, в выборе музыки, в изготовлении костюмов, реквизитов. Эти «домашние концерты» также оказывают неоспоримое благоприятное  воздействие на микроклимат студии, сближают её участников, родителей  и педагогов, укрепляют взаимоотношения в семьях, снимают напряжение, как детей, так и взрослых. Мероприятие проходит на эмоциональном подъёме, и надолго оставляет радостное воспоминание. Общее воспоминание, что крайне важно в становлении коллектива. Родители ребят нашей студии привлекаются к пошиву и отделке костюмов, изготовлению реквизитов, подготовке  и участию в конкурсах и концертах, что, конечно, имеет огромное значение для жизнедеятельности коллектива. Творческие проекты, как то: фотосессии, съёмки проморолика и других видеофильмов и т.п., не остаются без участия не только воспитанников студии, но и их родителей.   Особой находкой является проведение совместных с родителями занятий. Они, родители, так же с начала и до самого окончания занятия выполняют все задания и упражнения наравне с ребятами. Это даёт потрясающий результат: приходит понимание сложности и серьёзности проводимых репетиций, занятий, важности сделанных педагогом замечаний и предложений, понимание о невозможности пропуска репетиций, занятий. Это акцентирует внимание родителей на способностях своего ребёнка, важности повторения материала в свободное время, выполнения домашнего задания; во время таких занятий происходит единение ребят,  родителей и педагога – то, без чего невозможна полноценная деятельность коллектива.

      При изучении танцевальной лексики необходим показ костюмов,  знакомство с культурой  различных народов, слоёв общества и т.д. в иллюстрированном напечатанном виде и в медийном формате, с использованием интернет ресурсов.        

       Отдельного внимания заслуживает организация выставок художественных работ. Хореография – искусство синкретичного характера, заключает в себе собственно танец, а так же музыку, изобразительное творчество (оформление костюмов, реквизитов, декораций). Танец – это практически  модель восприятия мира ребёнком – «вижу, слышу, чувствую, осязаю». Используя эту модель можно прекрасно увеличить способы воздействия на воспитанников, тем самым обогатить процесс обучения и воспитания. Темы выставок неразрывно связаны с программой обучения, и в процессе создания работ решаются образовательные и воспитательные задачи. У детей  вырабатываются такие качества как  взаимовыручка, готовность прийти на помощь. Это проявляется в желании одолжить карандаши нужного цвета, подсказать идею рисунка; проявляются лидерские качества, желание быть лучшим. За недолгий период существования студии были оформлены и проведены  такие выставки как: «Я танцую», «История танца. Пляски первобытных людей», «Музыка. Танец. Настроение».

       Воспитание реализуется через изучение специально подобранного репертуара. Тематика танцевальных номеров находится в зависимости от возраста исполнителей, уровня их эмоционального и физического развития, сложности пройденного этапа учебной программы. При выборе темы номера следует учитывать её актуальность в данный момент времени, социальную значимость, прикладное значение для воспитанников. В яркой весёлой форме ребята выучили правила дорожного движения при подготовке и исполнении номера «За рулём!» студии танца «ГарДАрикА», отразили социально значимую тему экологии, чистоты города в танце «Дворники и бяки»; внесли свой вклад   в осознание людей всех поколений темы войны, войны и детей в хореографической зарисовке «Блокадные игрушки»; открыли начало познания своей страны, своего народа в русском танце «Зимние забавы».

      Становление и развитие танцевального коллектива является процессом достаточно сложным. Успех зависит от многих факторов. Прежде всего,  это чёткое и грамотное исполнение своих профессиональных обязанностей педагогов коллектива; тесное сотрудничество с родителями воспитанников и администрацией образовательного учреждения; безоговорочное уважение к обучающимся, их правам и свободам; создание благоприятного микроклимата объединения, атмосферы радости и взаимопонимания.